Продолжая рубрику «Музейная азбука", расскажем о трех интересных пузырьках, находящихся в экспозиции музея: Бутылочка № 1 - дореволюционная стеклянная банка (бутылка) товарищества «ЭЙНЕМ» 1896 года, г.Москва. Старинная емкость с изображением двуглавого орла, вензелем «Н II» на щите, обозначающим период правления Николая II. Сверху и снизу от двуглавого орла есть надпись: «ТОВАРИЩЕСТВО ЭЙНЕМЪ МОСКВА». Под орлом проставлен год присуждения (1896) этой фирме права размещать его на своей продукции после удачного участия во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, закончившегося награждением золотой медалью. В такие банки расфасовывалось фруктовое и ягодное варенье (объем — около фунта, или 450 граммов), выпускавшееся во множестве видов на паровой фабрике товарищества шоколада, конфет и чайных печений «Эйнем» в Москве. История фирмы «Эйнем» ведет свое начало с 1851 года, когда приехавший в коммерчески перспективную Москву немец Фердинанд фон Эйнем (1826—1876) организовал небольшую мастерскую по изготовлению шоколада и конфет. После смерти Эйнема фабрикой стал руководить его компаньон Юлиус Гейс, однако получившее широкую известность к этому времени название он менять не стал. Кондитерская фабрика «Эйнем» производила монпансье, карамель, конфеты, какао-порошок, шоколад, варенье, сиропы, мармелад, желе, пастилу, вафли, бисквиты, пряники, коврижки, печенье и пр. После революции фабрика была национализирована и переименована в «Государственную кондитерскую фабрику № 1» (но с припиской: «бывшая «Эйнем»), а в 1922 году получила название «Красный Октябрь», которое и носит до сих пор. Бутылочка № 2 – флакон парфюмерный из - под одеколона. Сразу после революции все парфюмерные фабрики были национализированы и переориентированы на выпуск мыла для красноармейцев. Все, что касалось ухода за собой, помимо самых естественных гигиенических потребностей — помыться да причесаться, было объявлено пережитками. Все прежние "буржуйские" заводы получили порядковые номера и превратились в мыловарни. Такой печальной участи не избежал в 1918 году и знаменитый Брокар. Одну из крупнейших европейских парфюмерных фабрик назвали «Пятым мыловаренным заводом» и обязали выпускать только один вид продукции, но с приходом в 1921 году НЭПа отношение людей к парфюмерии стало меняться. Все мыловарни, жаждущие расширить номенклатуру, объединили в трест Жиркость, более известный нам как ТЭЖЭ (ТЖ). ТЭЖЭ - по разным источникам "Трест эфира жировых эссенций", или "Трест Жиркость", или "Трест Жировой". Слово ТЭЖЭ звучит совершенно по-французски, рифмуясь с цепью слов: «драже», «фраже», «неглиже», «бланманже» и т. д. и поэтому плотно входит в ряд французских парфюмерных фамилий: Ралле, Коти, Пивер, Герлэн". По стечению обстоятельств, продукция ТэЖэ была немного французской. В России чудом остался и выжил знаменитый французский парфюмер Август Мишель, который выпускал духи «Букет Императрицы» к 300-летию дома Романовых. Он продолжал работать на знаменитой фабрике «Брокар», вошедшей в ТэЖэ. В 1925 году его духам дали имя «Красная Москва». Теперь женщины в Советском Союзе пахли «Красной Москвой», а мужчины, «Тройным» одеколоном. Время ароматов ушло из России навсегда. Пришло время народного хозяйства и аббревиатур. В 1922 году, чтобы навести порядок в парфюмерно-косметической сфере, было создано Государственное объединение (трест) заводов жировой и костеобрабатывающей промышленности (Жиркость) Московского Совета народного хозяйства – легендарное ТЭЖЭ, начальником которого была назначена жена Молотова Полина Жемчужина. Такой же объединяющий трест (ЛЕНЖЕНТ) был создан в Ленинграде. С 1925 года ТЭЖЕ именуется, как Государственный трест жировой и костеобрабатывающей промышленности (до 1929 года). На протяжении 30-х годов ТЭЖЭ постоянно меняет свою принадлежность и претерпевает некоторые изменения в названии, из- за этих перемен и невозможности точно расшифровать аббревиатуру, название ТЭЖЭ обрастает всяческими народными расшифровками, типа - «тело женщины», «тайны женщины» и т.д. На самом деле, все обстояло довольно прозаично - с 1929 по 1930 год это трест Московского областного Совета народного хозяйства. В 1931 году - Государственный трест высшей парфюмерии, жировой и костеобрабатывающей промышленности Московского областного Совета народного хозяйства, а с 1931 –по 1933 год уже Московский городской трест высшей парфюмерии Московского городского Совета народного хозяйства, в 1933 - 34 годах Московский городской трест высшей парфюмерии, жировой, мыловаренной и синтетической промышленности Исполкома Моссовета. И, наконец, с 1934 по 36 годы - Государственный союзный трест высшей парфюмерии, жировой, мыловаренной и синтетической промышленности Главного управления маслобойно-жировой и парфюмерно-косметической промышленности Наркомпищепрома СССР. Аббревиатура ТЭЖЭ при этом остаётся неизменной, по сути название ТЭЖЭ превратилась в товарный знак косметики и парфюмерии того времени. В том же 1936 году появляется Главное управление парфюмерно-косметической и эфиро-масличной промышленности (Главпарфюмер) Минпромпродтоваров СССР, именуемое так до 1956 года. На парфюмерно-косметической продукции по-прежнему ставят аббревиатуру ТЭЖЕ, но уже под «Главпарфюмером». До ароматов ли, при такой канцелярии! В первые годы советской власти, еще зачастую использовали флаконы, сделанные по старым формам, бывало, что на отлитые по новым советским формам флаконы наклеивались старые этикетки. Оставались прежними и наименования многих товаров, привычных для покупателя. Среди парфюмерных изделий такими были духи «Кармен», «Букет моей бабушки», «Магнолия», «Мои Грёзы» и др. Флаконы можно было использовать и как агитационный материал. На этикетках советских духов появлялись знамена и ленты, колосья, пятиконечные красные звезды, серп и молот, изображения рабочего и колхозницы, а также изображения новых советских девушек: спортсменок, колхозниц, ударниц и т.д. Популярными были изображения Кремля. К оформлению этикеток и к дизайну флаконов в 20—30-е годы привлекались многие известные художники: С. Чехонин, А. Родченко, А. Мандрусов, К. Юон, А. Дейнека, В. Конашевич, И. Фомина и др. Флаконы с одеколоном и духами, как очень модные в советские времена фарфоровые фигурки приравнивались к предметам, украшающим интерьер. Многие пользовались духами только по праздникам и в торжественных случаях, парфюмерная продукция была для женщин очень желанным подарком. Надо отдать должное, что советские флаконы для духов с притертыми точёными пробками до 60-х годов действительно выглядели довольно красиво. Кроме того, в СССР изготавливали изящные, миниатюрные, флакончики для театральных сумочек, украшенные металлической оплеткой, стразами и эмалью. А вот запахи, покорившие не только Россию, но и мир, безвозвратно остались в дореволюционном времени. Бутылочка № 3 с надписью "Компания Зингеръ" из под масла для швейных машин. В таких красивых бутылочках шло масло в комплекте с машинами одноименной марки, а так же продавалось потом отдельно. Сделана бутылочка в дореволюционное время, до 1917 года. Судя по клейму на заводе Армана Дютфуа (там сейчас арт-проект завод "Флакон"). Машины «Зингер» были распространены на территории Российской империи, соответственно и сопутствующие товары. Такие как вот бутылочки с маслом