Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Музей истории амурского казачества продолжает проект «Музейная азбука», который задуман как серия показов фондовых предметов нашего музея. Сегодня в качестве интересного экспоната – кожемялка или тальки (талькы). Это приспособление для обработки шкур – ручные кожемялки (с якутского переводятся как «талкы»). В экспозиции музея представлены три деревянные кожемялки. Эти подлинные предметы быта были собраны в 2000-е годы. Немного из истории. Способы обработки шкур животных были известны еще с XI в. новгородским кожевникам (отмочка, золка, квашение, дубление, отделка), что свидетельствуют о высоком уровне развития кожевенного дела на Руси. Эти приемы, освоенные новгородцами в XI- XVI вв., сохранялись в кустарном производстве России почти без изменения вплоть до XIX в. Талкы в значении «мять, дубить кожу» встречается у якутов, алтайцев, телеутов, шорцев. С помощью кожемялки обрабатывались небольшие шкуры оленя, сохатого или домашнего скота, таким образом, добиваясь достаточной эластичности. Как устроена кожемялка? Кожемялку изготавливали из обрубленного ствола дерева (колоды) различных размеров от малого до больших. Вдоль него выдалбливали трапециевидную выемку с зубцами. К одному концу выемки колоды прикрепляли длинный рычаг. Рычаг имел форму выемки, зубцы по бокам и свободно входил в выемку колоды. Чтобы кожемялка сохраняла равновесие, по краям колоды в нижней части прибивали перпендикулярные плашки. Ручная кожемялка была проста в использовании. Шкуру помещали на углубленный желобок в несколько слоев, затем рычагом периодически сдавливали сверху, применяя, при этом, определенное усилие и поворачивая мех в разные стороны. Таким образом, шкура интенсивно мялась, терлась в своих внутренних слоях в течение нескольких дней и постепенно становилась эластичной. Но для начала для очищения кожи от шерсти ее смачивали водой, затем клали в кисломолочную смесь (хранили в теплом месте), свернув в комок шерстью внутрь. Материал выдерживали в настое до тех пор, пока шерсть не начнет отдираться. После этого удаляли шерсть с помощью специального инструмента – скребка и принимались за мятье. Получившуюся кожу смазывали маслом или сливками. Красили кожу охрой, белой глиной, растительными красками в цвета: черный, оранжевый, коричневый, желтый и белый. Качество кожи зависело от пола, масти, возраста животного и питания. Особо ценились шкуры скота осеннего забоя. Отдельные части одной и той же шкуры были различными по качеству, например, наилучшая часть кожи находилась на спинной части животного, от хвоста до затылка и до середины боков. Процесс выделки кожи проходил медленно, ведь это был очень долгий и трудоемкий труд, поэтому кожемялку использовали не часто. В наши дни выделкой шкуры кустарным способом уже никто не занимается. И удивляет то, что главную роль в этом трудоемком процессе играли в основном женщины. Длинными зимними вечерами хранительницы очага занимались изготовлением одежды, обуви, разной хозяйственной утвари из шкур, кожи и меха. Уважаемые читатели, если вас заинтересовали эти старинные предметы быта, то приходите в наш музей!

 

АДМИНИСТРАЦИЯ МАГДАГАЧИНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

 "Музей истории амурского казачества Магдагачинского района"

Тел.:  + 7(41653) 98 - 279

Вт. - Сб. с 9-00 до 17-00

Тел.: + 7 (41653) 98 - 279

Вт. - Сб.  с 9-00 до 17-00
Адрес: 676153; Амурская обл., Магдагачинский р-он, с.Черняево, ул.Новая, 30

Музей истории амурского казачества Магдагачинского  района

Яндекс.Метрика